НЕЛИНЕЙНЫЕ усилия

Один из наиболее прогрессивных методов при конкурентной борьбе — стремление к достижению нелинейных пропорций разви­тия коммерческой деятельности предприятия. Чаще всего это дости­гается с помощью объединения предприятий в коммерческие и не­коммерческие союзы, благодаря чему удаётся достичь синергии (эффект 2+2 = 5).

Однако прежде чем вступить в коалицию, необходимо тщатель­но проанализировать, какие преимущества сулит это объединение и не компенсирует ли их возможные потери (утечка конфиденциаль­ной информации, обман партнёра или заведомый подлог).

Перед подписанием соглашения об объединении усилий буду­щие партнёры проводят коммерческую разведку, которая позволяет лучше узнать друг друга и будущего партнёра в частности.

Для достижения нелинейных пропорций также применяется не­линейный стратегический менеджмент.

Нелинейный стратегический менеджмент можно представить двумя направлениями деятельности:

■ воздействие на внешнюю среду окружения;

■ управление предприятиями-конкурентами и воздействие на их политику в выгодном для себя направлении.

Нелинейный стратегический менеджмент отличается от обще­принятой концепции менеджмента, в первую очередь, направленно­стью управления.

Цель классического менеджмента — управление собственным предприятием, т. е. в первую очередь воздействие на факторы внут­ренней среды.

Нелинейный стратегический менеджмент воздействует на внеш­нюю среду окружения — это управление предприятиями — конкурен­тами и воздействие на их политику в выгодном для себя направле­нии.

Основа такой модели — использование всесторонне проверенной и достоверной информации.

Такая стратегия позволяет победить конкурента, превосходящего по финансовым возможностям и силам. «Высший пилотаж» приме­нения подобной концепции — проведение политики, не позволяющей противнику понять, что комплекс агрессивных факторов, воздейст­вующих на его бизнес, — не следствие случайных событий, а резуль­тат продуманной конкурентной политики. (Примером может слу­жить развал Советского Союза).

Предприятие, использующее нелинейный стратегический ме­неджмент, получает существенные конкурентные преимущества, не вступая в прямое противостояние. Как правило, деятельность по стабилизации положения на предприятии — конкуренте может быть подразделена на шесть последовательных этапов:

■ определение состояния удовлетворённости сотрудников проводимой на предприятии политикой (разведывательные меро­приятия). В частности:

— рассмотрение структуры управления на предприятии и выявление слабых звеньев (в первую очередь, социальных и эконо­мических разногласий между начальниками отделов, определение области возможного конфликта интересов),

— оценка психологического климата в коллективе, выяв­ление нелояльных сотрудников и неформальных лидеров,

— выявление группы сотрудников, неудовлетворенных по­литикой руководства предприятия, в том числе распределением ма­териальных средств и продвижением по службе;

■ переговоры с нелояльными сотрудниками о возможном со­трудничестве (вербовка), в первую очередь с руководящими работ­никами и лицами, имеющими доступ к конфиденциальной инфор­мации;

■ вмешательство в политику предприятия — конкурента с по­мощью завербованных сотрудников, что позволяет уменьшить при­быль, повысить расходы и снизить конкурентоспособность против­ника. В этот же момент на фирму приходят «незапланированные проверки» органов власти;

■ создание компании по дискредитации владельцев и руково­дящих сотрудников предприятия с целью создания неблагоприятно­го климата внутри и вне фирмы с целью потери имиджа фирмы;

■ информационно-психологическое воздействие;

■ разработка пропагандистской программы по созданию нега­тивного отношения к предприятию и его руководству, включая:

— заказные телевизионные репортажи,

— статьи в различных средствах массовой информации (СМИ), охватывающие широкий круг читателей, касающиеся крити­ческого положения на фирме,

— нарушения законодательства (неуплата налогов, в связи с криминальными структурами, нелегальное завладение капиталом),

— распространение слухов, воздействующих на отношение к предприятию;

■ продолжение политики, начатой на предыдущем этапе, и подведение итогов.