НЕЛИНЕЙНЫЕ усилия
Один из наиболее прогрессивных методов при конкурентной борьбе — стремление к достижению нелинейных пропорций развития коммерческой деятельности предприятия. Чаще всего это достигается с помощью объединения предприятий в коммерческие и некоммерческие союзы, благодаря чему удаётся достичь синергии (эффект 2+2 = 5).
Однако прежде чем вступить в коалицию, необходимо тщательно проанализировать, какие преимущества сулит это объединение и не компенсирует ли их возможные потери (утечка конфиденциальной информации, обман партнёра или заведомый подлог).
Перед подписанием соглашения об объединении усилий будущие партнёры проводят коммерческую разведку, которая позволяет лучше узнать друг друга и будущего партнёра в частности.
Для достижения нелинейных пропорций также применяется нелинейный стратегический менеджмент.
Нелинейный стратегический менеджмент можно представить двумя направлениями деятельности:
■ воздействие на внешнюю среду окружения;
■ управление предприятиями-конкурентами и воздействие на их политику в выгодном для себя направлении.
Нелинейный стратегический менеджмент отличается от общепринятой концепции менеджмента, в первую очередь, направленностью управления.
Цель классического менеджмента — управление собственным предприятием, т. е. в первую очередь воздействие на факторы внутренней среды.
Нелинейный стратегический менеджмент воздействует на внешнюю среду окружения — это управление предприятиями — конкурентами и воздействие на их политику в выгодном для себя направлении.
Основа такой модели — использование всесторонне проверенной и достоверной информации.
Такая стратегия позволяет победить конкурента, превосходящего по финансовым возможностям и силам. «Высший пилотаж» применения подобной концепции — проведение политики, не позволяющей противнику понять, что комплекс агрессивных факторов, воздействующих на его бизнес, — не следствие случайных событий, а результат продуманной конкурентной политики. (Примером может служить развал Советского Союза).
Предприятие, использующее нелинейный стратегический менеджмент, получает существенные конкурентные преимущества, не вступая в прямое противостояние. Как правило, деятельность по стабилизации положения на предприятии — конкуренте может быть подразделена на шесть последовательных этапов:
■ определение состояния удовлетворённости сотрудников проводимой на предприятии политикой (разведывательные мероприятия). В частности:
— рассмотрение структуры управления на предприятии и выявление слабых звеньев (в первую очередь, социальных и экономических разногласий между начальниками отделов, определение области возможного конфликта интересов),
— оценка психологического климата в коллективе, выявление нелояльных сотрудников и неформальных лидеров,
— выявление группы сотрудников, неудовлетворенных политикой руководства предприятия, в том числе распределением материальных средств и продвижением по службе;
■ переговоры с нелояльными сотрудниками о возможном сотрудничестве (вербовка), в первую очередь с руководящими работниками и лицами, имеющими доступ к конфиденциальной информации;
■ вмешательство в политику предприятия — конкурента с помощью завербованных сотрудников, что позволяет уменьшить прибыль, повысить расходы и снизить конкурентоспособность противника. В этот же момент на фирму приходят «незапланированные проверки» органов власти;
■ создание компании по дискредитации владельцев и руководящих сотрудников предприятия с целью создания неблагоприятного климата внутри и вне фирмы с целью потери имиджа фирмы;
■ информационно-психологическое воздействие;
■ разработка пропагандистской программы по созданию негативного отношения к предприятию и его руководству, включая:
— заказные телевизионные репортажи,
— статьи в различных средствах массовой информации (СМИ), охватывающие широкий круг читателей, касающиеся критического положения на фирме,
— нарушения законодательства (неуплата налогов, в связи с криминальными структурами, нелегальное завладение капиталом),
— распространение слухов, воздействующих на отношение к предприятию;
■ продолжение политики, начатой на предыдущем этапе, и подведение итогов.